ПОСИДЕЛКИ С ОЛИКОМ Страничка клуба любителей песни «Ковчег»

Друзья!

Я тут сидел-сидел, думал-думал и, наконец, меня посетила просто блестящая идея! А именно: сходить в гости к Оле Козловой и посидеть с ней вместе, поговорить о её творчестве и вообще, а затем поделиться с вами услышанным и увиденным.
Ведь что мы знаем об Ольге Козловой?
Конечно, мы знаем, что она -- журналистка, работает в оздоровительном детском центре <ОКЕАН> редактором детской газеты, знаем, что Оля -- интересный автор, лауреат различных ДВ фестивалей, да и просто симпатичная девушка, в конце концов!
Но мне, например, вместе с вопросами <что> и <кто> всегда интересно знать <как> и <почему>.
Хоть я и не являюсь, в отличие от большинства ценителей нашего жанра, горячим поклонником песен Олика -- признаю удачными три-четыре -- но понимаю, что, без сомнения, Ольга Козлова как автор –- это явление в АП. Её творчество -- ощутимый вклад в наше дело, если хотите.

Так <почему> же? И -- <как>?
_____________________________________

[Бронов собирается, едет на Магнитогорскую, звонит в дверь, проходит и,
получив кружку кофе, начинает ПОСИДЕЛКИ]





БРОНОВ:
Олик, почему ты пьёшь кофе всегда такими большими кружками?

ОЛИК:
Бронов, меньше, потому что, - нет. Приноси маленькие кружки -- я буду пить
маленькими… но много.

БРОНОВ:
Ладно, Олик. Про кофе -- это, конечно же, очень хорошая тема, но давай поговорим об
авторской песне. В частности, о твоих песнях.
Олик, давно это с тобой?

ОЛИК:
Да.

БРОНОВ:
??? Это всё, что ты можешь сказать по этому поводу?

ОЛИК:
На своей работе, рассказывая детям о жанре "интервью", я постоянно повторяю, что очень важно правильно задать вопрос. Как ты спросишь, так тебе и ответят.

БРОНОВ:
Вау! Так ты, Олик, непростая штучка. Э… попробуем по-другому: Оля, Вы не могли бы нам рассказать, если помните, конечно, о том моменте, когда Вы захотели сами исполнять песни?

ОЛИК:
Не люблю, когда ко мне на "Вы" обращаются -- меня не так уж много. И "вау" меня тоже не устраивает -- не по-нашему.

О том моменте:
В детстве на качели качалась и представляла себя певицей… это было мне лет девять -- короче, еще второй десяток не разменяла. Помню, в этом же возрасте я сидела в ванной и распевала:

Мне холодно -- обогрей,
Мне холодно -- пожалей,
Мне холодно -- спаси меня от смерти.

Это были первые строчки, а может, не первые… часто под фоно пыталась что-то петь (я тогда в музыкалке занималась, но сейчас ничего не помню из тех уроков).
Как-то в том же возрасте песню придумывала от лица королевы. Бывают у меня мании такие.

БРОНОВ:
А сейчас ты не чувствуешь себя королевой?

ОЛИК:
Был бы король… Спроси лучше, чувствую я себя женщиной :)

БРОНОВ:
Чувствуешь ли ты сейчас себя женщиной?

ОЛИК:
Ты когда ржёшь, не даёшь мне серьёзно высказываться. Но я попробую:

Бронов, это вопрос из разряда тех, что заставляют задуматься о том, что, казалось бы, известно с детства, но по сути, осталось для нас неоткрытым: "Что такое Земля?", "Что такое Солнце?".
Например, 8 марта меня очень волновал вопрос "Что такое женщина"?

БРОНОВ:
Почему именно 8 марта?

ОЛИК:
Потому что все бегают, поздравляют женщин. А с чем? Ну, с чем?
С тем, что они женщины? А что это такое?
Я уже как-то разводила эту нудятину: мы поздравляем друг друга, не задумываясь о значении праздника. Это становится просто поводом, пардон, нажраться.

БРОНОВ:
Ну, Олик, может всё-таки, ты судишь предвзято со своей вегетариано-непьющей
колокольни. Повод для пьянки найти очень легко, да можно и не искать, в принципе.
Может, главный смысл любого праздника -- дарить друг другу положительные эмоции, на которые в повседневной жизни не хватает времени, мозгов или повода, наконец?
И вообще, не уходи от темы! Людям интересна твоя творческая составляющая… хотя, наверное, не всем только творческая.
Но -- тем не менее: когда ты впервые взяла в руки гитару?

ОЛИК:
Лет в 14. У меня же вся жизнь по лагерям… В 14 лет в одном из лагерей я попросила музыкального работника показать аккорды. Попробовала. Мне понравилось.
Примерно через год неожиданно для себя -- я никогда не собиралась писать песни -- взяла гитару и пропела под обычный квадрат свой свеженастроченный стих (я их писала, когда еще второй десяток не разменяла). Мне понравилось петь, я почувствовала вкус ПЕСНИ, своей песни, и стихи отошли на второй план.

БРОНОВ:
Ага! Слово не воробей -- вылетело, не поймаешь. В этом месте, пожалуйста, поподробнее. Ты хочешь сказать, что текст в твоих песнях не главное, что в них первична Музыка? [хитро уставился на Олика, думая, что поставил её в затруднительное положение]

ОЛИК:
Бронов, в смысле, стихи без музыки стали мне менее интересны.
А вообще-то, стихами я особо не увлекаюсь, стихи интересны, если в них есть музыка -- музыка стиха. Затрудняюсь дать определение этой музыке...
Ещё для меня важен ритм -- неровный, ломаный, такой, чтобы давал простор для работы с ним. Ты же в курсе, я и чужие песни под себя пою, поэтому и не пою, в смысле, на публике -- стесняюсь.

БРОНОВ:
Хм… как интересно это, Олик, слышать от тебя… Я, читая твои стихи обнаруживал, по моему ощущению, полнейшее отсутствие ритма… То есть, из сказанного тобой делаю вывод, что он был, но просто настолько ломкий, что понять его может только автор или читатель, которого это устраивает –- потому что он по-своему ломать будет.
А как ты услышишь музыку стиха, когда в нём ритм на уровне слова не заложен?

ОЛИК:
Заложен. Просто скажи честно, ты никогда этот ритм не искал. А если и видел, возможно, для твоего слуха это непривычно (непрактично, нелогично, негигроскопично).

БРОНОВ:
Ишь ты! О как! Ытык дабай ыы!
Нет уж, Олик, по-моему, придётся-таки признать, что на уровне текста ритма в этих стихах нет. Я, конечно, в этом не разбираюсь, но, по-моему, легче всего сказать на стихи, в которых не чувствуется ритма, что ОН ЕСТЬ, НО ПРОСТО ЛОМАНЫЙ, ЕГО НАДО ПОИСКАТЬ.
Мне кажется, всё проще: тебе необходимо, чтобы музыка дополняла твои стихи.
Не так ли?

ОЛИК:
Так ли. Я и не скрываю. Но не в смысле, дополняла. В смысле, музыка обозначает ритм. А заодно интонационно проговаривает стих. Вот где-то тут и появляется музыка стиха.
Илюха, я об этом никогда не задумываюсь, но, кажется, очевидно, что песня должна быть единым целым. Любое целое, если оно не гармонично, то... э... оставляет ощущение неудовлетворённости.
Вот и ходишь-бродишь с этой песней, пока не доведёшь её до цельного состояния.

БРОНОВ:
То есть, ты хочешь сказать, что, если некоторые авторы выплёскивают песню из себя минут за двадцать во время какого-то порыва вдохновения, то в тебе твоя песня долго
бродит, и может даже перебродить так, что и не появится?

ОЛИК:
Да, что-то вроде дремлющего вулкана -- никогда не знаешь, прорвёт его или нет -- но
курится потихоньку.
Вот допустим, одна песенка сейчас бродит во мне: вначале это был стих, даже -- два
разных. Полгода назад я её запела… и до сих пор написать не могу.
А я думала, что это будет одна из лучших моих песен. Знаешь, мне кажется, наши песни
соответствуют нашему возрасту -- не физическому, а душевному -- значит, я до этой песни пока не доросла.

БРОНОВ:
То есть, её слова даже нигде на бумаге не записаны?

ОЛИК:
Нет, начало есть, есть отдельные строчки, гуляющие по разным листочкам, но не понятно пока, будут ли они в песне, и, если будут, то как.

БРОНОВ:
А какая у тебя была первая гитара?

ОЛИК:
Дровяная. Я тогда в гитарах не разбиралась, но, когда мы переезжали и новым хозяевам оставили своё пианино, те предложили мне гитару, и я не отказалась. Когда на моей первой гитаре порвалась первая струна -– я взяла капроновую нитку, сложила ее в несколько раз (раз в восемь, по-моему), натянула вместо струны и играла. Гитара даже строила… правда, я тогда еще и слова такого не знала.
Я сейчас почему-то подумала, что, если учесть, что я играю лет девять уже, то я, как гитарист, недалеко ушла.

БРОНОВ:
Ну, Олик, я как бы, играю лет 15, а ушел гораздо ближе, чем ты. Я думаю, это не показатель. Сейчас ты нас интересуешь как автор.

ОЛИК:
Мне как автору, часто не хватает средств самовыражения. То есть –- техники игры на гитаре. Да и не только этого.
Часто не хватает другого: чего-то вроде вдохновения. У меня есть ненаписанные вещи
-- то есть всё в тебе кипит, а ты этого выразить не можешь. Часто не хватает какой-то искорки, которая толкает на создание песни.

БРОНОВ:
Олик, а какая, на твой взгляд, твоя песня самая лучшая?

ОЛИК:
В разное время я думаю так о разных песнях. Сейчас я так думаю про песню
"Такт в такт" [пожала плечами] Не знаю, почему.

БРОНОВ:
Так-так, Олик. А как ты относишься к критике твоих произведений?

ОЛИК:
Не, ну пусть критикуют на здоровье. Кстати, знаешь, когда слушаешь критику, важно знать человека, который её тебе преподносит. Мне интересна критика людей, которых
я знаю -- можно отсеивать мнения тех, кому не доверяешь или того, кто тебе не интересен.
Часто именно критика загоняет наше творчество в стол -- я сейчас не о себе говорю. Тут важно, чтобы тебе хватило самостоятельности мнения: "А мне моя песня (стих, картина, музыка и т.д.) нравится". Лишь бы человек не замкнулся только на себя.

БРОНОВ:
Оля, вот ты, как мне известно, журналист, окончила ДВГУ. Помогает ли тебе твоё образование в написании песен? Или (можешь воспринимать это как шутку) мешает?

ОЛИК:
Ну, если учесть, что песни, за которые мне давали "лауреата", написаны в студенческие годы -- вывод ясен. А если посмотреть с точки зрения количества (можешь воспринимать это как шутку) -- скорость написания песен замедлилась втрое.
Образование помогло, наверно, расширением кругозора плюс сносным владением русского языка.
А вообще, такая постановка вопроса не предполагает, что на него отвечать надо :)

БРОНОВ:
С точки зрения количества нельзя оценивать, скорее, наоборот –- снижение количества предполагает повышение качества материала. Правда, это не правило, просто –- признак возможного.
Может, у тебя песни растут… вместе с тобой?

ОЛИК:
А как это они будут расти без меня!?

БРОНОВ:
Олик, в моем последнем предложении главное словосочетание «песни растут», не иронизируй, пожалуйста.
А скажи, можешь ли ты назвать авторов, которые, как тебе кажется, оказали влияние на твоё творчество? Или ты -- полная индивидуальность?

ОЛЯ:
Никогда не задумывалась. В любом из нас есть бессознательный багаж чужого творчества, а он-то обязательно оказывает влияние. А полная индивидуальность... ты намекаешь мне похудеть? :) Полная индивидуальность -- это Господь Бог (не при Бронове будет сказано).

БРОНОВ:
Не поминай имя Бронова всуе… : )
Олик, как бы дополнение к предыдущему вопросу: вот, если я показываю свои песенки какому-нибудь Вялкову, к примеру, он сразу говорит, что эту мелодику я стащил из такой-то песенки, а вот эту -- из такой-то. Ты допускаешь мысль, что твои мелодии тоже заимствованы тобой, пусть и не специально, у каких-либо авторов?

ОЛЯ:
Илюха, автор, как и полная индивидуальность, у нас один (не при Бронове будет сказано). А всё остальное -- заимствование.

БРОНОВ[покосился на потолок]:
Олик, ну, и под конец наших ПОСИДЕЛОК, я хочу задать последний вопрос (может
быть, самый ГЛАВНЫЙ :) ), провокационный: <Ты часто бываешь на моей
страничке, в частности -- на БАЗАР-ВОКЗАЛЕ?>

ОЛЯ:
Один раз была, не заинтриговал.
Ну, теперь-то точно зайду :)

БРОНОВ:
Буду ждать. По традиции: всяк входящему –- стишок. :)

...............................................................





Друзья, к сожалению, Ольгу Козлову разговорить непросто. Может, у кого-то когда-нибудь это получится лучше меня, а пока хочу, резюмируя наши ПОСИДЕЛКИ, сказать о творчестве Оли пару слов.


Хоть я часто и ругаю Козлову за качество текстов, но ведь не обязательно каждой песне быть нетленкой -- у нее есть очень удачные и в отношении текста произведения. Например, «Переполюсация». Сам я, кстати, считаю эту песню лучшей у этого автора.
Оля может очень интересно работать с образами –- при исполнении песни «Мотыльки» автором моя лыба сама собой заполоняет ни в чём не повинное лицо.
Ольга Козлова из тех авторов, которых я называю «исполнитель своих песен», потому что именно они адекватно наполняют свои песни. И в технике игры на гитаре Оля несколько скромничает.
Самое главное достоинство песен Ольги –- это огромный ресурс. Она очень интересно работает с мелодикой и ритмом –- это просто Клондайк для исполнителя. Недаром сама Ирина Балашова [почтительно вскочил со стула] попросила у Олика кассету с её песнями.
Правда, автор до сих пор не сподобилась записать свои произведения.
Так что мы вместе с Ириной ждем и надеемся…


Вернуться в БЕСЕДКУ Стукнуть кулаком по столу в ПРОРАБСКОЙ

Используются технологии uCoz