Друзья, сегодня мне выпала честь побеседовать с Михаилом Матвеевым, автором из г. Дальнереченска, побывавшим на слёте любителей авторской песни Буянус-2003.
|
|
БРОНОВ:
Миша, расскажи, пожалуйста, как это было.
МАТВЕЕВ:
С 21 по 28 августа 2003 года в городе Шиле (это курортный городок в 60-ти километрах от Стамбула, Турция) прошёл 3-й по счёту слёт любителей авторской песни «Буянус-2003». Он собрал более 150 авторов, исполнителей, просто любителей авторской песни со всего мира. Большая делегация была из Израиля, были представители от Польши, Украины, США, Германии и конечно же из России. Основную массу участников нашей Родины составила поющая Волга: Казань и Самара. Потом: Москва, Вологда, Волжский и, естественно, в моём лице и лице моей жены -- Дальний Восток, Приморье. Возможно, я кого-то забыл, но надеюсь, что меня простят и не будут бить при очередной встрече за допущенные неточности и упущения.
Краткая историческая справка.
В конце семидесятых –- начале восьмидесятых годов, любители авторской песни со всего СССР завели традицию собираться на живописном острове в русле Волги с экзотическим, даже, скорее, былинным названием БУЯН (на самом деле это название они же и дали), для того, чтобы попеть песни и послушать друг друга под треск костра и шелест волн. Остров, насколько я понимаю, был выбран для этих целей специально подальше от случайных людей и ненужных пьяных компаний.
Традиция эта укрепилась и развилась, но время шло, многие «Буяновцы» с распадом СССР уехали из страны и обосновались кто в Германии, кто в США, кто в Израиле. А остров БУЯН, естественно, посещать стало некому. Но настоящий бардовский дух не умирает. Он, как неизлечимая болезнь, только глубже внедряется в организмы и души, и поэтому у бывших «Буяновцев» родилась мысль о возрождении давней традиции на нейтральной территории. Идея была с успехом претворена в жизнь одним из самых энергичных бойцов авторской песни Стасом Аршиновым, прозванным за свою энергию Губернал-Генератором идей. Именно при его непосредственном участии и был организован первый международный слёт, который было решено провести на Кипре, и, помня о давних традициях, назвать «Буянус». Об этом и последующих слётах подробно рассказано на сайте http://ostrov.sck.ru, который администрирует Стас и его жена Светлана.
ПОЕХАЛИ!
Мы с женой вылетали из Москвы вместе с московской делегацией, которую окрыляли своим присутствием Леонид Сергеев, Михаил Кочетков, дуэт Адриан и Александр (известный у нас по песне о безумной Маше), Кира Малыгина (ставшая для многих, в том числе и для меня, открытием), Андрей Козловский (Вологда). В стане москвичей оказалась и посланец Казани –- Екатерина Болдырева, которая и привезла документы и билеты для всей московской и примкнувшей к ней братии. Дело в том, что организатор, вдохновитель и генератор всех идей, Стас Аршинов, сам проживает в Казани, и, что вполне естественно, турфирма, взявшая на себя бремя организации очередного слёта, тоже казанская –- «Persona Grata». Поэтому и документы на проезд и проживание, естественно, были оформлены в Казани, и доставлены для москвичей Катей Болдыревой.
Вылет почти не задержали, и через два с половиной часа мы благополучно приземлились в аэропорту г. Стамбула. Виза для Россиян стоит 20 долларов на человека (для сравнения –- граждане США платят по 100 у.е., а вот господа евреи не платят вообще), паспортный и таможенный контроль занял минут 15-20, причём нас не обыскивали и глупых вопросов не задавали. Самым приятным был тот факт, что после всех бумажных процедур нас уже ждал наш багаж. Сервис –- не чета нашему.
Первым в зале прилёта нас встретил Макс, сын Стаса Аршинова -- и после сбора всей делегации, успевшей разбрестись кто куда, мы уселись в туристический автобус и поехали по ночному Стамбулу. Времени у нас на экскурсию было больше чем достаточно, так как прилетели мы ночью, а время заселения в гостиницу в г. Шиле обозначено было утром. Чтобы не томить нас в аэропорту, принимающая сторона любезно и организовала данную экскурсию.
Стамбул поразил своей ночной красотой. Сразу вспомнился наш Владивостокский Проспект Красоты в лунную летнюю ночь с видом на залив и корабли. Ночной вид достопримечательностей Стамбула, мечетей Аясофия и Голубой, также поразил. Но самым неожиданным была встреча местных турецких бардов игравших ночью на гитарах в одном из летних прибрежных кафе. Стамбул оказался огромным –- в 5(!!!) раз превышающим Москву по площади и 2-2,5 раза по населению. Мы, конечно, его весь не проезжали и перепись не производили, но статистика говорит сама за себя.
После экскурсии и лёгкого ночного завтрака мы погрузились в автобус и отправились в г. Шиле. Отель SALE RESOT **** на самом деле на 4 звезды в российском (а тем более американском и немецком представлениях) не тянул, но, тем не менее, наличие заехавших в него звёзд обещало компенсировать этот недостаток. Тем более, что весь отель был в распоряжении Буяновцев. Стандартный двухместный номер с двумя кроватями, раскладным креслом, балконом с видом на море и столиком с двумя плетёными, лёгкими стульчиками, да ещё телевизор, в котором что-то не контачило, и он мог выключиться в любую минуту + небольшой и беспомощный в 30-градусную жару холодильник –- вот весь инвентарь номера. Ванная с душем не упоминается, как неотъемлемая часть любого строения, именующего себя отелем. Кроме этого, в отеле был большой приличный ресторан, где мы питались, летний бар, закрытый бар, сауна с бассейном, фитнес-центр, открытый бассейн, бильярдная, теннисный корт и, естественно, оборудованный пляж.
На пляж-то мы и отправились после восхода солнца. И, расположившись на пластиковых лежаках, сразу, естественно, уснули. Разбудил нас через несколько минут грохот зенитных орудий и крупнокалиберных пулемётов. Это на полном серьёзе. В воздухе невысоко над нами парил большой транспортный самолёт ВВС НАТО, который, по-видимому, таскал на длинном фале мишень, которую и обстреливали с Базы ПВО в 2-х километрах от нас. То, что это была мишень, поняли не сразу –- сначала подумали, что это Стингер гонится за самолётом, но, присмотревшись, углядели фал, на котором этот «Стингер» был пристёгнут. Самолёт сделал несколько кругов, мишень на третьем круге всё-таки отстрелили. Канонада закончилась через 30 минут. Но спать уже не хотелось, да и загорать тоже. Все с нетерпением ждали вечера –- первого концерта,
представительского.
В полдень нас собрал Губернал-Генератор и объявил программу слёта, распорядок дня и порядок судейства. Все концерты, за исключением последнего дня, начинались после ужина в 10 вечера и были рассчитаны на 2,5-3 часа, реально же заканчивались около 2-х ночи. Причём, чаще всего перерастали в большую тусовку в закрытом баре. Обслуживающему персоналу ничего не оставалось, как слушать и не спать. На том же собрании было объявлено о проведении в рамках концертов конкурса –- «Миллиард за песню», первоначально, кстати, планировалось провести литературный конкурс «Миллиард за строчку». Я к нему был готов и вёз на суд стихи Вани Гамана из г. Артёма «Посвящение Есенину». Жаль, так и не прочитал, так как суть конкурса изменили и стали выбирать лучше прозвучавшую песню.
Представительский концерт позволял петь всем участникам, представляющим какую-либо команду, страну или регион. Ещё был «Пионерский» концерт -- для тех, кто приехал впервые. Потом концерт «Рецидивистов» и т.д. Из каждого концерта в финал отбиралось 3 участника, вернее 3 песни.
Естественно и ничуть не обидно, что я в финал не попал –- слишком грозны и имениты были соперники. Да и волновался сильно, хотя, как оказалось потом, совершенно напрасно. В общем и целом, не в этом была суть моего посещения этого слёта. Главное -- послушать, набрать как можно больше информации. Что, в общем-то, и было успешно сделано. Например, открытие фестиваля, Кира Малыгина… только для того, чтобы её услышать, можно было приехать за тридевять земель. Кстати, её песни должны хорошо получиться у Юли Муравьёвой. Сплю и вижу, как она их поёт.
Вместе с тем концерт показал, что в авторских кругах Буяновцев нет чёткого разделения на классику жанра и не классику. Выиграл конкурс в итоге Гриша Данской -- классный автор, особенно удалась ему песня «Истребитель», но это надо слушать. Я лично, как кролик на удава, смотрел на него, когда он её играл (именно играл). В смысле, я не напуган был, а просто заворожён. А его песни в классику жанра не попадают вааще. Тем не менее, это Уровень исполнения.
Да и в общем-то, по большому счёту, основная масса приехавших –- профи. Они этим живут, зарабатывают. У нас, кроме Булгакова и Земского, кто этим зарабатывает?
Но ближе к делу. Можно рассказывать про известных исполнителей и авторов, можно перечислять репертуар, можно попытаться даже выложить в Интернет строчки и аккорды, но я этого делать не буду, а для начала затрону те имена, с которыми мне хотелось бы познакомить дальневосточных любителей авторской песни.
В первую очередь, это, конечно же, Григорий Данской.
Он из Перми. Возможно, кому-то это имя уже у нас известно, я лично познакомился с ним только в Шиле. Если честно, то после первой песни впечатления он на меня не произвёл –- рок под гитару с искажённым в сторону хрипоты голосом впечатления не поимели. В слова, если и вслушиваешься, то доходят они только с третьего-четвёртого раза. Дальше –- больше. Чем больше слушал, тем больше нравилось (несмотря на то, что классикой жанра не пахло вообще). После «Истребителя» он меня покорил. Великолепная подача песни. Не сама песня, а то, как её исполнил именно он. Тот редкий случай, когда песню нельзя отдавать на исполнение кому-то другому. Честно говоря, не думаю, чтобы эту песню смогли исполнить Визбор или Окуджава. У Григория, кстати, есть свой сайт в Интернете: www.danskoy.ru или www.danskoy.rock-line.ru
Я заказал два его диска. Он, к великому сожалению, все свои диски, которые привёз с собой, раздарил до того, как я родил свою просьбу -- пришлось заказывать в Москве.
Екатерина Болдырева (Казань).
Автор, довольно известный даже у нас. Заочно я познакомился с её творчеством год назад, после того, как она стала лауреатом на «Груше». Очень колоритные песни, красивый голос и музыка. Тоже имеет свой сайт в Нете. Там же можно приобрести её диски. Желающие его найдут.
Кира Малыгина –- обаятельная, безусловно, талантливая хрупкая девушка с завораживающим голосом и великолепной игрой на гитаре. Классика жанра. Причём, какая классика! Красивейшая, можно сказать.
Ребята!!! Это надо слушать. К великому сожалению, своих дисков у неё нет, но они наверняка скоро появятся. У меня есть только запись на видео, но там звук, конечно, не тот.
И ещё несколько строк о ней:
Я смотрю на пейзаж, за промёрзшим окном
Вспоминая мелодии прожитых зим
И вращается памяти веретено
И опять пред глазами упрямо скользит
Образ девочки хрупкой с гитарой в руках,
Беззащитной под натиском грозных стихий,
Сколько боли в её безупречных стихах,
Как они тяжелы и воздушно-легки,
Столько в голосе нежном печальной мольбы,
Столько скрытых для глаз неуёмных страстей,
Что душа, недослушав, встаёт на дыбы,
И озноб пробирает до самых костей.
Кто обидел её, за какие грехи?
И за что ей такая душевная боль,
Что рожает она не детей, а стихи,
А стихи про убитую кем-то любовь…
Генннадий (через три «н») Горлов.
Наверное, его уже кто-то знает. Профессиональный бард. Хорошие песни, в том числе, перехваченные эстрадой («Вован намбер one» - у Владимира Маркина). За плечами -- участие в концертах в Кремле и на других больших сценах. Диска, к сожалению, тоже нет, но кассетами он меня одарил, да и вообще –- с ним мы сблизились на этом слёте больше, чем с другими. Его песни я буду петь на ближайших фестивалях (если позволят, конечно). В спонсорах не нуждается.
«Нон-стоп квартет» (г.Самара) с лучшим баяном мира (состоявшийся факт) Сергеем Войтенко в роли руководителя и композитора.
Кроме этого, Сергей ещё и играет на гитаре и пишет неплохие песни. Также одарил меня своими записями. «Услугами» квартета пользовались многие исполнители, в том числе и известные. На фото, например, квартет запечатлён вместе с Екатериной Болдыревой.
Ещё можно назвать Анжелу Штейнгарт (Израиль) с очень красивыми и смешными песнями.
Костю Лин и его жену –- отличную скрипачку Аню Буевич-Лин (Израиль).
Костя сочиняет и поёт, а Анна подыгрывает ему на скрипке.
Неплохие песни у Андрея Соболева из Севастополя (Украина), да, в общем-то, наверное, можно перечислять всех, и не ошибёшься.
Именитых зубров представляли:
-- Леонид Сергеев –- хороший мужик и хохмач.
Скажу вам по секрету, что, когда он начал комментировать футбольные встречи бардовских команд, я понял две вещи:
1.Что в нём умер профессиональный комментатор
и 2. Озеров отдыхает.
-- Андрей Козловский –- автор-исполнитель, известный по своим песням «Поехали, Дункель», «Акула», «Моя деревянная голова»; классный парень, классный исполнитель, классный автор.
-- Дмитрий Бикчентаев –- немногословный, вежливый, очень доброжелательный и в то же время серьёзный дяденька с седой бородой и задушевными песнями.
-- Дмитрий Кимельфельд (Израиль), довольно известный и очень давний автор.
Его песня «Графиня ! Мне приснились Ваши зубы», думаю, знакома многим, а вообще, конечно же, у него гораздо больше песен, которые поют уже давно.
-- Михаил Николаевич Кочетков.
Неугомонный хохмач, умеющий смешно рассказывать о грустном, мой частый собеседник и компаньон по чаю на этом слёте. Одарил своей книжкой с автографом «Михаилу Николаевичу от него же самого».
Ни намёка на звёздность. ( Кстати (простите меня за дремучесть), оказывается, песня, которую поёт часто Ефим Шифрин «Я не могу без этой сцены –- я артист» написана именно Кочетковым).
Затрудняюсь, куда же поставить дуэт Адриан и Александр…
Известны они в Москве давно, за её пределами -- может быть, и недавно. Относятся к творческому союзу авторов «Тридцать второе августа». На сегодняшний день Александр Щербина –- это покровитель Киры Малыгиной (по крайней мере, мне так показалось). Очень дружелюбные и милые ребята.
Ну и, конечно же, Сергей Бальцер, Пётр Старцев, Марина Меламед.
Вот, перечисляю их, и приходит мне на ум одна мысль: среди бардов козлов нет, или очень мало, так, что на глаза не попадаются.
На слёте ежедневно проводились разные турниры и конкурсы, не связанные с пением и игрой на гитарах –- Чемпионат мира по футболу среди бардов. Наши, кстати, выиграли в упорной борьбе у сборной Израиля.
Конкурс на лучший замок из песка, бильярд, преферанс, волейбол и т.д. Скучать было просто некогда. В этом плане нашим организаторам есть чему поучиться.
Под занавес слёта нас возили в Стамбул, теперь уже на дневную экскурсию. Поплавали по Босфору, побывали в Голубой мечети и посетили подземное хранилище воды. Зрелище впечатляющее.
Немного о том, как организовывалось голосование после концертов:
Ежедневно на завтраке наши голоса должны были быть отданы за ту или иную песню. Главные арбитры и собиратели голосов были дети. У них имелся журнал, в котором писался тот или иной автор (песня), которому отдано предпочтение, а рядом –- фамилия и подпись голосующего. Голоса можно было покупать или продавать. Стоит голос немного –- 1000000 –- миллион турецких лир (приблизительно 23-24 рубля). Но продать его можно только раз, продажа, естественно, условна, как, впрочем, и покупка. На слёте были организованы так называемые «семьи» из числа участников. Наша семья состояла из нас с женой, мы были мама и папа, и наших детей –- три дочери –- сочувствующие из Казани девчонки и Нон-стоп квартет в полном составе в роли сыновей. Особливо повезло с сынками. Знаменитости попали. Семья в основном голосовала за своих представителей, но если члены семьи известны, то голосуй за кого хочешь. Впрочем, это всё тоже было очень условно.
Теперь о наболевшем:
на мой взгляд, понятие «классика авторской песни» на этом слёте особого значения не имела. Очень большое значение при том судействе, которое было положено в основу, имела подача песни слушателю, а содержание слов оттенялось этой подачей. Если ты классно владеешь гитарой, имеешь хороший голос –- у тебя есть шанс. Содержание (если оно, конечно, не полностью опопсевшее) песни уходило на второй план. А вспомните Визбора или Окуджаву –- кто из них мастерски владел гитарой и имел поставленный голос? А песни какие писали? Хотя, возможно, я неправ, и неправ вот по каким причинам: песня изначально предполагает не только стихи, но и музыку, и эту самую подачу песни слушателю. Можно напрочь испортить гениальный текст бездарной музыкой, и наоборот. Ведь жизнь не стоит на месте. Возможно, через несколько десятилетий любители авторской песни будут считать классикой именно произведения Гриши Данского с его подачей и его необычной, на мой взгляд, игрой на гитаре. Возможно, компромисс в этом случае должен состоять в разделении жанров? Ведь нельзя одинаково оценивать грустную и весёлую, лёгкую и сложную, бард-рок и детскую песни. Ведь нельзя же на выставку собак прийти с лошадью и хвастаться, что она хоть дом не сторожит, зато на ней можно кататься и денег на «Педигри» не надо тратить. Я лично за то, чтобы устраивать выставки собак среди собак, выставки кошек среди кошек, но не забывать и о хороших породистых лошадях.
Всё, к сожалению, заканчивается. Закончился и этот слёт. Перед отъездом состоялась свадьба руководителя турфирмы, принявшей на себя бремя нашей транспортировки и размещения, Сергея Иванова с очаровательной девушкой Ольгой Бердниковой. Познакомились они на 1 слёте, который проходил на Кипре. Не обошлось и без приключений –- Катя Болдырева и Андрей Хорлин (руководитель главного в стране бардовского сайта www.bard.ru ) забыли в отеле свои паспорта и не смогли улететь вместе со всеми, зато ещё пару дней балдели в Турции. У Леонида Сергеева фамилия у жены Кирилова, а билет был с лёгкой руки организаторов выписан на фамилию Сергеева, пришлось очень долго объяснять в аэропорту, «ху из ху». Спасибо Кочеткову –- когда он дыхнул на администратора семидневным ароматом чайного созвездия (мы же со свадьбы сорвались), сразу всё стало на свои места, и семья Сергеевых воссоединилась. Полёт назад особого удовольствия не доставил –- весь салон был забит поклажей челноков и челночниц, экипаж корабля мило улыбался и забывал о наших просьбах принести воды, а для того, чтобы у нас забрали посуду после ужина, мы вынуждены были завалить ею проход в салоне. Одним словом -- РОССИЯ!
БРОНОВ:
Спасибо, Миша… Содержательно. У меня, как всегда, возникла пара вопросов…
Интересная манера голосования. А как ты считаешь, насколько она… справедлива, что ли?
Не лучше ли было, скажем, просто организовать компетентное жюри, пусть даже человек десять-двадцать для минимизирования индивидуального восприятия представленного материала?
И что-то я плохо понял: при чём тут дети? Именно они собирали голоса? А кто подсчитывал?
МАТВЕЕВ:
Насчёт манеры голосования, принятой на этом слёте, можно говорить много. Но главное, что она оправдала себя на все 100%. И вот почему: свою позицию относительно творчества Данского я высказывал, исходя из услышанного на слёте. Недавно получил два его диска –- слушаю запоем. И всё больше прихожу к выводу, что красивая подача и игра на гитаре –- только спутники его таланта. Основа же основ –- это всё-таки стихи. Хотел назвать его новым Галичем, но сдержусь в сравнении.
Стихи Гриши –- это стихи свыше, не из наших галактик. Ещё и ещё раз в этом убеждаюсь. Лично я на слёте голосовал за Кочеткова, но на сегодняшний день я, наверное, отдал бы свой голос за Данского. Сегодня равных ему, на мой взгляд, нет. И приблизил бы его к классике максимально возможно. Наверное, что большинство голосовавших за него поняли это гораздо раньше меня.
Насчёт квалифицированного жюри не думал, может, его и не было по той простой причине, что трудно отдать свой голос за одну из многих классных песен. Тем более, что случайных советчиков и слушателей на этом слёте не было, и можно было, если не полностью, то с большим процентом попадания согласиться с мнением зрителей, что в итоге и было сделано.
Дети, кроме сбора, ещё и подсчитывали эти голоса. Они же не ясельного возраста были, все учатся в школах. Только на главном концерте организаторы детишкам не доверили подсчёт и пригласили для этой цели аж 3-х бухгалтеров из числа зрителей. Голоса, правда, собирали всё те же детки.
БРОНОВ:
Ну, что подача имеет немаловажное значение в песне, это понятно. А как слушались твои песни?
Я не скажу, что у тебя плохая подача, она просто ненапористая… негромкая что ли? Хоть твой тембр голоса и аккуратная манера игры на гитаре воспринимаются очень хорошо, но как ты выглядел на том уровне? Ты способен оценить? Или, хотя бы, попытаться оценить?
МАТВЕЕВ:
Насчёт себя скромно промолчу. Присутствие рядом великанов авторской песни дало о себе знать, причём, не в лучшем виде –- мандраж преследовал меня перед каждым выходом на сцену. Результат, на мой взгляд, был не самый лучший. Да и не готовился я к выступлениям в том объёме, который был, по идее, необходим. А громко петь мне данные не позволяют, да и не люблю я, когда полное отсутствие голоса пытаются заменить громким пением –- уж лучше молчать. Я в таких случаях говорю просто: «Хорошо спел –- громко!»
Да и пробиться в финал в моём случае было очень сложно: необходимо было обставить Кочеткова, Малыгину, Данского, Горлова, Сергеева и Бекчентаева, необходимо было спеть что-то ТАКОЕ и ТАК, чего у меня пока нет. Голосовали за меня многие, но этого оказалось недостаточно. Да и программа фестиваля была продумана таким образом, что новичкам, чтобы выйти на сцену, необходимо было просто выдать что-то сверхъестественное. Основные концерты были рассчитаны, конечно же, на гостей. Возможно (причём, с очень большой вероятностью), если бы был предусмотрен концерт для «тёмных лошадок», то и я таки пел бы в финале.
БРОНОВ:
И, напоследок, не мог бы ты нам рассказать, сколько тебе это удовольствие стоило? Вдруг кто-то захочет поехать, и ему надо прицениться?
МАТВЕЕВ:
Удовольствие оказаться на фестивале стоило чуть больше 40000 руб. на человека. Причём, основная трата средств пришлась на перелёт из Владивостока в Москву. Удовольствие, как вы сами понимаете, не из дешёвых. НО ОНО ТОГО СТОИТ!!! Да и готовились мы к нему почти за год.
БРОНОВ:
Спасибо, Миша, за столь интересную информацию. Чертовски приятно, что кто-то из наших ездит в «Большую Авторскую Песню» и, так как мои перспективы побывать на данном мероприятии представляются мне весьма призрачными, позволь пожелать тебе всяческих новых и интересных встреч на Буянусе-2004 и собственной программы, соответствующей тому уровню.
Ну, а мы пока порадуемся за тебя и посмотрим фотографии. Ссылка –- ниже.
|
|
|